Branding в XXI веке. Манифест специалиста по коммуникациям
Вторник, 20.11.2018, 02:50
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории
Файлы с литературой [3]
Элементы теории [76]
Точка зрения [13]
Исследования [5]
Кейсы [1]
Примеры [0]
Дискуссии [1]
Система сайтов
  • Создание медиатекста
  • Теория прагматики
  • Архетипы русской нации
  • Школа медиатекста
  • Главная » Файлы » Элементы теории

    СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА
    02.07.2013, 00:03

    D.E. Schultz & B.E.Barnes

    Социально-культурная среда отражает совокупность фак­торов, находящихся вне личного мира индивидуума. Как показано на рисунке, четырьмя основными из них являются культура (а также имеющаяся субкультура), демографические показатели, социальный класс и группы влияния.

    Социально-культурная среда обладает определенной динамичностью. По мере изменения культурного уровня, демографических показателей, общественного по­ложения и семейных ценностей потребителей их реакция на товары и программы маркетинговых коммуникаций также изменяется. Компания Levi Strauss осознала эти изменения и приняла решение ответить на них должным образом, чтобы сохра­нить лидирующую позицию в бизнесе. «Вы изменяетесь, когда потребители говорят вам, что вы должны измениться», — так охарактеризовал этот процесс вице-прези­дент компании Томас Карстен. Менеджеры по маркетинговым коммуникациям дол­жны постоянно отслеживать существующие и возникающие социально-культур­ные тенденции, чтобы понять, как потребители принимают свои решения. Мы начнем наше знакомство с социально-культурной средой с рассмотрения наиболее общих факторов, а именно культур и субкультур.

    Культуры и субкультуры

    Все мы живем в тех или иных культурных условиях, которые влияют на наше поведение, включая и поведение в качестве потребителей. Культура представля­ет собой совокупность усвоенных убеждений, ценностей и привычек, которые ре­гулируют поведение членов определенного сообщества. Благодаря культуре мы получаем представление о возможностях регулирования экологических, биологи­ческих, психологических и исторических аспектов нашей внешней среды.

    Убеждения и ценности определяют наше поведение, а обычаи отражают стан­дартные способы действий. Убеждение представляет собой мнение индивидуума, выработанное на основе его знаний и оценок. Ценности являются общими положе­ниями, определяющими поведение людей и влияющими на их взгляды и предпоч­тения (например: «честность — лучшая политика»). Система ценностей помогает людям осуществлять выбор возможного варианта действий в их повседневной жизни. Обычаи являются общепринятыми с точки зрения той или иной культуры формами поведения людей в конкретных ситуациях. Обычаи могут существенно разниться в пределах страны, региона или даже отдельной семьи. Например, в араб­ских странах запрещено заниматься ростовщичеством, поэтому там существуют специальные исламские банки, открывающие три типа счетов: без начисления про­центов, депозиты с распределением процентного дохода и счета фонда социальных услуг. В США принято подавать на стол индейку в День Благодарения, однако в этот праздник меню каждой американской семьи может зависеть от ее собственных обычаев.

    Ценности и повеление потребителей

    Культурные ценности оказывают влияние на поведение потребителей. Поскольку более экономичным с точки зрения затрат времени и средств представляется сбор информации об общих культурных, а не отдельных личных ценностях, то именно культурные ценности становятся объектом самого пристального внимания деяте­лей рынка. Маркетологи внимательно изучают процессы трансформации культур­ных ценностей и стараются максимально учитывать их в своей деятельности. Напри­мер, владельцы всех телевизионных кабельных каналов обязательно анализируют склонность населения тратить больше времени на просмотр телевизионных про­грамм и пытаются выяснить, связана ли эта тенденция с расширением зрительского выбора.

    Доминирующие ценности называются также базовыми ценностями; обычно они влияют на менталитет общества и в то же время являются его отражением. Напри­мер, если культура ставит чувство принадлежности к какому либо сообществу или возможность дружеского общения выше эффективности, то в такой культурной среде лишь немногие люди захотят пользоваться банкоматами.  Что же сейчас в действительности имеет значение для американцев? Очевидно, что выражение «Протестантизм создает этику» уже не может описывать всю систему их ценнос­тей. Как показано в таблице, для американцев существуют несколько базовых цен­ностей и каждая из них влияет на поведение потребителей и маркетинговые ком­муникации.

    Обзор американских базовых ценностей

    Ценность

    Основные характеристики

    Связь с поведением потребителей

    Достижение успеха

    Упорный труд — высшая добродетель; упорный труд создает основу для будущего успеха

    Служит в качестве оправдания стремле­ния к приобретению материальных благ («Ты это заслужил»)

    Активность

    Озабоченность делами естественна и полезна

    Стимулирует интерес к товарам, позволя­ющим экономить время, повышает эффективность использования свободного времени

    Эффектив­ность и практичность

    Восхищение вещами, помогающими решать житейские проблемы

    Стимулирует покупки эффективно работающих и сберегающих время товаров

    Прогресс

    Люди могут успешно заниматься самосовер­шенствованием; завтра будет лучше, чем сегодня

    Стимулирует желание приобретать товары, способные выполнять неудовлет­воренные желания;одобрительное отно­шение к товарам, представляемым в качестве «новых» или «улучшенных»

    Материаль­ный комфорт

    «Удобство жизни»

    Формирует благоприятное отношение к товарам, создающим дополнительные удобства, а также к предметам роскоши

    Индивидуа­лизм

    Превыше всего ставить собственные интересы (самоуверенность, само­уважение, эгоизм)

    Поощряет склонность к товарам, изготов­ленным по индивидуальному заказу, и прочим уникальным изделиям, позволя­ющим человеку «выразить собственную неповторимость»

    Свобода

    Свобода выбора

    Стимулирует заинтересованность в широком ассортименте товаров и суще­ствовании различных модификаций одних и тех же изделий

    Внешнее соответствие

    Стремление внешне не выделяться своим поведе­нием; желание быть воспринятым обществом в качестве «своего»

    Поощряет интерес к товарам, приобретае­мым другими членами данной социальной группы

    Филантро­пизм

    Забота о ближних, в особенности о неудачни­ках

    Стимулирует расположенность к фирмам, ведущим конкурентную борьбу с явными лидерами рынка

    Желание выглядеть молодым

    Стремление быть моло­дым душой и телом

    Поощряет интерес к товарам, создающим иллюзию сохранения молодости

    Здоровье и физическая пригодность

    Забота о своем организме, включая поддержание здоровья и необходимых физических параметров

    Стимулирует интерес к продуктам и товарам, благоприятно сказывающимся на здоровье

     Вторичные ценности существуют в каждой культуре. Они не обладают такой же устойчивостью к внешним воздействиям и поэтому могут изменяться под влияни­ем маркетинговых коммуникаций. Кроме того, вторичные ценности могут разде­ляться одними группами людей и полностью отвергаться другими. Эти ценности образуют фундамент субкультуры.

    Субкультуры

    Естественная эволюция, происходящая в любой культуре, создает условия для воз­никновения субкультур. Базовые ценности, в отличие от вторичных пронизывают всю культуру общества в целом. Субкультура представляет собой группу людей, разделяющих определенный набор вторичных ценностей. Примерами таких групп могут быть Поколение Х и участники движений в защиту окружающей среды. На принадлежность человека к той или иной субкультуре могут влиять разные обсто­ятельства. Пятью важнейшими факторами, способными создавать субкультуры, являются следующие:

    Материальная культура. Люди, имеющие примерно одинаковые доходы, могут образовать собственную субкультуру. Примерами таких субкультур являются малоимущие, богатые и так называемый средний класс «белых во­ротничков».

    Социальные институты. Люди, действующие в рамках, установленных со­циальными институтами, также создают субкультуры. В качестве примера можно назвать институты семьи и брака, систему социального обеспечения пожилых людей, армию и пр.

    Системы убеждений. Люди, разделяющие определенные убеждения, в частно­сти религиозные или политические, образуют особые субкультуры. Напри­мер, члены секты меннонитов никогда не используют некоторые виды товаров, включая электроприборы и автомобили. И в политике множество особенно­стей поведения человека связаны с тем, является ли он демократом, республи­канцем, социалистом или вообще не принадлежит ни к одной из партий.

    Эстетические воззрения. Люди искусства часто образуют собственную суб­культуру на основе своих общих интересов в сфере музыки, живописи, танца, драматического театра или фольклора.

    Язык. Люди, говорящие на близких диалектах и имеющие сходное произно­шение и словарный запас, также могут создавать свою субкультуру. Типич­ными примерами подобных групп являются южане и северяне.

     

    Категория: Элементы теории | Добавил: atamanov
    Просмотров: 1010 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Поиск
    Наш опрос
    Какими будут коммуникации бренда в XXI веке?
    Всего ответов: 8
    Форма входа