Искусство коммуникации требует не меньше знаний и
интеллектуальных усилий, чем создание инженерами высотки или программистами -
"начинки" для IPAD. Тем, кто
этому не верит, можно посоветовать спросить у известного режиссера или
писателя: простое ли это дело - создать хороший фильм или книгу? Мы ведь сами,
как профессионалы, ограничиваем себя. Мы не считаем, что коммуникативный
проект, который мы создаем или можем создать, по содержанию и по технике
исполнения будет представлять собой настоящее произведение искусства. Как
коммуникаторы бренда, мы не задумываемся о своей особой роли в современном
искусстве – роли генераторов и инициаторов создания произведений членами малых
сетей. Искусство профессионалов агонизирует, финишировав в синтетическом виде –
в кино. Энергию на создание настоящих произведений люди должны получать
теперь самым неожиданным способом, и в
том числе участвуя в коммуникациях бренда.
Настоящих писателей (режиссеров, художников) становится все
меньше, похоже, они вымирают как мамонты, а мы все еще не совершаем поступков,
свидетельствующих, что мы понимаем, почему.
Очевидно, что нет и великих задач, изнутри возникавших перед
той или иной областью искусства в век ее становления. Это сейчас мы понимаем,
например, литературу как данность, как явление и даже – как огромный,
многомерный мир. Однако мир – это художественный текст, а литература – не более
чем фундаментальное здание, выстроенное Писателями и облицованное
литературоведами и критиками последних пяти веков. Чердаки с подвалами остались
для талантливых, сарайчики и прилепины – для всех остальных, гордо именующих
себя «писателями» и в наши дни. Однако если в Здание со своим художественным
текстом уже по-настоящему не войти, совершенно не обязательно использовать его
для того, чтобы рядом, поближе, выстроить свой сарайчик «по образу и подобию».
В прошлом веке человечество открыло кино – по сути, финальный
синтетический вид искусства, – и начало напряженно его осваивать. Мотивация
авторов, создающих отдельное произведение, принципиального значения не имела.
Возникали формы, школы, методы – воплощения смыслов при помощи кино – но вся
эта большая история рулилась уж точно не отдельными, пусть даже гениальными,
муравьями. В ход шли все к тому времени освоенные системы: живопись, слово,
музыка, архитектура… Мощнейшая синтетическая технология, она осваивала материю
человека и его космоса с невиданной ранее скоростью, и практически уже через
сто лет все было кончено. Смыслы (чем живет человек) были пропущены через
сознания, знаки – зафиксированы для культуры, и при помощи технологий
воспроизводства осели на домашних полках видеотек. Дело сделано, и поле большой
охоты отдано дизайнерам.
В 20-м веке мироздание кино сообща создавали три категории
авторов: боги, титаны и герои-отцы. Они оставили после себя законченный мир
форм, художественную матрицу и дух величия, – наследство, способное сделать
дикарями их детей или, по меньшей мере, внуков. В нашем веке дети, выбравшие
себе путь героев, вынуждены сражаться с детьми-жрецами в
России и с детьми-дизайнерами
на Западе: таков наш бронзовый век, наше системное место в мифологии. О жрецах
и создателях культа всё давно известно: кто они, каким именно образом и что в
этом мире делают. Зарабатывая деньги, они уничтожают богов и их дело проверенным
способом: созданием копий – дешевых, грубых, пошлых, тотально лживых,
бесчеловечных и бездушных, беспредельно наглых и бессовестных, воняющих смрадом
извращенного сознания, убивающих память и вкус и, главное, безнаказанных. Война
с жрецами – дело, казалось бы, воистину «героическое», или, по крайней мере,
понятное и простое. Главное – добиться, чтобы ты, а не они снимали полный метр.
Сопротивление дизайнерам является более тонким творческим жанром,
сосредоточившись на котором, можно рано или поздно выйти на большую дорогу.
Однако в действительности важно помнить лишь одно: именно герои осуществляют
связь времен, обновляют кодировку знания. Путь у них всегда один: они ведут за
собой других не потому, что знают – а потому, что в движении осознают.
СССР, во времена золотого века, отвечал за самую сложную часть киноматрицы – за
внутренний мир человека, за его тайну – а не за его понятность. В Советах, в
связи с этим, был задействован ряд необходимых факторов: русский язык и русская
культура, широта пространств и отсутствие спешки, железный занавес и формальное
неприятие чужого в совокупности с природной толерантностью к различным формам
чужого и способностью сделать его своим. Россия в новом государстве не
потерялась; изъятие из семантики общества денежных знаков дало возможность
раскрыть душу: Софию, вселенскую любовь. Русские демиурги были способны не
только на энергийную мужскую, но и на Нее, пронизывающую материю, бесчисленную
в своих формах
и воплощениях.
Новая роль читателя (зрителя) – это роль создателя. Можно
создать собственное законченное произведение, а можно поучаствовать в
коллективном создании. В любой знаковой системе. «Новая» литература (кино,
театр etc.) будет создаваться в Интернете, по законам Интернета: гиперссылки,
интерактив, коллективное творчество. Однако все это – техника. Для человека,
собирающегося создавать настоящее произведение, необходимо понять, включить в
свою жизнь и генерировать сообщения в символе. Социальный проект, где
сообщество малой сети создает произведения символическим методом, обязан
привлечь подлинную энергию искусства 21 века.
|