Обучающая платформа психологического и социального опыта в формате LXP (Learning Experience Platform). Методический стандарт

Принципы организации LXP. 9 типов методических материалов. Пользовательский контент. Типы материалов CMS. Классы методических объектов CMS. Архитектура баз знаний в CMS. Обработка данных. Связи между объектами. Этапы работы с психологическим кейсом. Аспекты психологического кейса. Игровой потенциал психологического кейса. Уровни решения психологического кейса

О формате LXP

1. Психологическая LXP (Learning Experience Platform) – это платформа социального и экзистенциального опыта (знания) на базе технологий CMS, LMS, Tin Can, SCORM, Систем поддержки принятия решений, Intelligent agent.

2 .LXP психологического и социального опыта: принципы организации

Контент-база психологического знания пополняется как специалистами-психологами, так и членами трудового коллектива (ТК). Операции с психологическим знанием направлены в LXP на помощь члену ТК в его трудовой деятельности. Каждое дело (единица деятельности) содержит 9 подуровней-компонентов, 6 из которых представляют собой области психологического знания. Чтобы добиться успеха в деле, члену ТК необходимо:

  1. признать существование дополнительных «психологических» уровней дела: подключиться к LXP в рамках избранного дела (задачи, проблемы);
  2. получить (понять) связи между видимыми уровнями избранного дела (задачи, проблемы) и скрытыми «психологическими» уровнями, то есть – описание с максимально возможной точностью исходной ситуации дела (проблемы, задачи): получить от LXP описание дела в сопровождении индексов-тегов ПЗ (это аналог технического задания в профессиональных уровнях дела);
  3. получить (понять) варианты решения для избранного дела (задачи, проблемы): LXP отбирает описания вариантов решения вместе с рекомендациями для пользователя (например в виде ранжирования вариантов), отбор в LXP ведется по индексам-тегам на основе технологий релевантного и пертинентного поиска с учетом данных предыдущих сессий, а также на основе машинного обучения;
  4. включиться в алгоритм действий, предложенный LXP, для реализации выбранного «психологического» решения: LXP формирует треки на основе технологий обучающих модулей LMS;
  5. ввести данные по контрольным точкам алгоритма: LXP формирует контрольные точки на основе технологий оценки обучения (успешно/неуспешно).

Пункты 1-3 описывают декларативное психологическое знание. Пункты 4-5 дают описание процедурного психологического знания.

3. LXP подчиняются правилам названных классов информационных систем, в частности правилам организации эффективной навигации в CMS.

4. Методические материалы, составляющие контент профильной, в данном случае психологической LXP, должны соответствовать стандартам F.O.C.A.M. (Функции – Операции – Кейсы – Аналитика – Метод/Модель) (о стандарте см. здесь).

5. Что необходимо сделать, чтобы сформировать контент-модель платформы опыта в области психологического знания?

  1. Задать границы профильной деятельности (психологического консультирования), отталкиваясь от содержания деятельности, используя стандарт F.O.C.A.M.
  2. Разработать методические требования к структуре, формату контента (включая жанры), который будет применяться для создания баз данных. Использовать модель 9 типов методических материалов (см. далее)
  3. Сформировать методический контент платформы в ходе реферирования специальной психологической литературы, текстов смежных дисциплин, примеров разных жанров и форматов и так далее.  Распределить контент по 9 типам методических материалов.
  4. Сформировать методические принципы доставки нужной информации пользователю.
  5. Разработать навигацию CMS: систему модулей, структуру рубрикатора, облако тегов, рейтинги (например по частотности) и т. д.
  6. Наполнить базы данных стартовым контентом.
  7. Создать и пустить в ход алгоритм взаимодействия с пользователями: потребителями контента и его поставщиками.

6. Девять типов методических материалов

Понятие дается в определении.

Контекст дела дается в 1) последовательности фрагментов текста, 2) топосном ряде, 3) матрице, 4) парадигме, 5) классификации, 6) схеме, 7) справочнике – элементы которых, будучи синтаксически однородными, задают смысловую плоскость, уровень решения определенной задачи, выполнения определенного дела. Логический оператор –»И»: элементы связываются.

Закон дается в формулировке. Описывает эмпирическую закономерность, правило для данного контекста.

Элемент контекста как составляющая задачи или решения дается как выраженный элемент топосного ряда, фрагмент примера, часть описания или решения какой-либо задачи– как вариант выбора из подмножества других элементов контекста дела. Неопределенность в конкретном участке избранной деятельности разрешается методом структуризации: альтернативы сопоставляются на одном уровне формализованных данных. Логический оператор –»ИЛИ»: элементы выбираются.

Ход дается непосредственно в иллюстрирующем примере и/или в описании определенного способа решения задачи на основании закона (законов), действующих в контексте данного дела.

Прием дается в иллюстрирующем примере и/или в описании способа действия, процедуры, последовательности и т. п. Представляет собой алгоритм выполнения какой-либо операции или сложного действия, комплекс действий с промежуточным результатом, составную часть техники и/или стиля деятельности.

Средство дается как инструмент актуализации хода или приема в избранной деятельности через1) навигацию в CMS, 2) онлайн-форму, 3) компьютерную программу, 4) мобильное приложение; 5) методическое упражнение или задание, полученное непосредственно от наставника.

Совет дается в формулировке, раскрывающей отдельный аспект применения хода, приема или средства, а также выбора элемента контекста. Представляет собой рекомендацию, ответственное наставление, указание, как поступить в той или иной ситуации.

Message дается в авторском тексте. Представляет собой точку зрения, мнение, рассуждение, сопровождаемое доказательствами, рассмотрение отдельного вопроса, связанного с избранной деятельностью.

7. Платформа социального и экзистенциального опыта должна предоставлять совокупности возможных отборов и выборов по стандарту F.O.C.A.M., то есть все открытые элементы соответствующей области знания. Платформа опыта пополняется контентом на основе принципов UGC (пользовательского конетнта) и гипертекста. При этом на постоянной основе должны проводиться работы по удалению задваиваний информации, методической адаптации, снабжению ссылками, примерами и так далее. Платформа опыта создается на определенной методической основе, позволяющей интегрировать новые материалы в действующую контент-модель.

8. В целом в CMS необходимо организовать (мотивация авторов и операторов системы рассматривается отдельно) наполнение контента и работу с данными:

  1. Структурирование баз знаний.
  2. Наполнение и пополнение баз контентом.
  3. Методические и технологические эксперименты и исследования, пополняющие базы контента.
  4. Разработку и оптимизацию системы навигации, автоматического отбора информации в соответствии с запросом пользователя и алгоритмами профессиональных онлайн-методик (с позиций Методического кабинета LXP).
  5. Обучение пользователей созданию запросов системе поиска, релевантных задаче, обучение переводу запроса в информационную задачу, выделению ключевых слов, параметров поиска, соответствующих конкретной технологии опыта.

9. Пользователь может участвовать в создании контента CMS по-разному. Он может дополнить описание объекта, задать связи объекта с другими объектами, а также создать в БЗ новые объекты, необходимые для раскрытия точки смысла технологии. Все данные, полученные от пользователя, проверяются, редактируются, индексируются и распределяется в соответствии со структурой БЗ и контент-планом CMS – оператором БЗ.

10. Наполнение CMS LXP контентом видится как поэтапное исследование методического характера со стороны заинтересованных в данном исследовании профессионалов. В первую очередь речь здесь идет о специалистах-наставниках по психологическому консультированию, включенных в программы развития наставничества в профильных для данного вида НСД организациях, службах и т.д. В соответствии с этими программами в LXP должен действовать методический кабинет, куда входит замотивированный актив из наиболее опытных специалистов по психологическому консультированию.

11. Типы материалов в Контент-базе психологической LXP:

  • Понятия, темы, названия, карты и т. п. (слово) – смыслов (графы FOCAM, ПАИД, пословицы, названия состояний и т. д.). Феноменологическое описание.
  • Метафоры короткие: естественные знаки, сложные графические знаки, пословицы, формулы (слово, знак-картинка, видео) – процессов, ситуаций, сил, мотивов и т. д. (качество). Феноменологическое описание.
  • Схемы, в том числе числа (слово, знак-картинка) – диспозиций, последовательностей, векторов (например намерений), соотношений (количества) и т. п. Феноменологическое описание.
  • Мемы, упоминания (слово, знак-картинка, видео) – эмоций. Феноменологическая интеграция.
  • Символы (слово, знак-картинка, видео) – смыслов (художественные произведения). Феноменологическая интеграция.
  • Истории: личные истории, притчи, аллегории, анекдоты, сюжеты и т. п. (слово, знак-картинка) – примеры действий, поступков, решений, выборов, функций, ролей, моделей социальных ситуаций и т. д. Феноменологическое повествование.
  • Трансляция (слово, знак-картинка, видео) – логики и диалектики контекста, непосредственно самого контекста. Рассуждение и иллюстрация.
  • «Точка внутри»: кинофрагменты, поэзия, музыка, песни, картины и т. д. (слово, знак-картинка, видео) – уловленные и длимые точки состояний, чувств, настроений, образов, мыслеформ, настроек. Энергетическая трансформация.
  • «Волшебные сказки бытия» – через монтаж знаков, слов, фрагментов произведений. Интеграция энергии архетипов (Юнг) субъекта в творческом акте, креативная спонтанность протагониста (Морено), аналитический дискурс (Лакан), и т. д. Энергетическое повествование.

12. Метод-кабинет разрабатывает структуру CMS LXP, а также стандарт, описывающий требования к методическим материалам для CMS. В соответствии со структурой и стандартом на первом этапе формирования CMS идет сбор материалов от специалистов по психологическому консультированию, которые подвергаются обработке и включению в контент информационной системы. После заполнения необходимого минимума – контент-ядра CMS – начинается второй этап, динамического контент-моделирования профессиональных операций. На этом этапе исследуется внешний релевантный контент, выборки которого линкуются с контентом ядра и включаются в единую обучающую среду психологического консультирования. Особое внимание здесь должно уделять моделированию процессов мышления, а для этого в систему должны интегрироваться знания процедурного типа (а не только декларативного).

13. Протоединицей контента должен выступить проиндексированный микроэлемент. Индексация позволяет перепривязывать и допривязывать единицы содержания, комбинируя и создавая новые структуры знания.

14. Методология работы с контентом должна быть примерно такой, как при современном программировании страниц веб-сайтов – максимально динамической. Разбивка контента на микроэлементы должна производиться с шагом до одного-двух абзацев, каждый из которых имеет самостоятельное значение в информационном поле базы знаний по технологическим картам отдельных кейсов.

15. Микроэлемент контента (включая комментарии, ссылки и т. п.) должен входить в состав (содержание) отдельного методического объекта. Методический объект представляет собой уникальную страницу в CMS, которая содержит основной методический материал (одного из 9 типов), связей-ссылок внутри содержания данного материала на другие материалы, а также сопроводительный контент, например комментарии к материалу. Парадигма (типов) методических материалов относится к контексту методики, тогда как классификация (типов) методических объектов относится к контексту методической информационной системы, CMS. Это, в частности означает, что парадигму методических материалов можно использовать для создания методики психологического консультирования в любом виде, например, в печатном, а классификацию методических объектов можно использовать только при моделировании методической информационной системы. Если «материал» проиндексирован в CMS LXP, он становится ее «объектом».

16. Классификация (классов) методических объектов CMS в порядке возрастания степени их методической абстракции:

  1. описание или часть описания отдельной инвариантной позиции профиля дела (может быть в сопровождении примера): в тексте, в изображении, в видео, в аудио, в ссылке на внешний источник, в комбинированном виде;
  2. кейс БЗ психологического консультирования;
  3. функция и операция (в привязке к стандарту психолога-консультанта для ТК);
  4. тема (тег, рубрика или отдельная статья) CMS LXP;
  5. учебный микромодуль LMS;
  6. контекст задачи в LXP;
  7. техника LXP (техника, как и методика, всегда имеет авторский характер; техника входит в методику как часть в целое), 
  8. методика LXP (методика дела в области психологического консультирования; может быть как авторской, так и интегративной, собирательной),
  9. профиль дела в рамках LXP.

Все перечисленное – классы объектов контента, это основная видимая структура контента CMS. При этом описания, темы и контексты ориентированы на декларативное знание (структурированное описание действительности), а кейсы, функции-операции, учебные микромодули, техники и методики ориентированы на процедурное знание (на формирование умений и навыков). Профиль дела как наиболее общий класс объектов объединяет декларативное и процедурное знание в CMS и является наиболее крупной функциональной единицей структурирования контента CMS LXP.

Брифы не образуют отдельный класс элементов содержания, они являются частью структуры объекта класса «кейс». Подробнее о брифе см. часть 7, п. 31.

17. Новые методические материалы проходят обработку, включая «ручную» индексацию со стороны методиста на входе в CMS LXP и привязку к другим методическим объектам CMS LXP (примеры линков Textzone.ru). При этом объекты с 1-го по 4-й класс имеют общий, универсальный характер, они относятся в целом к прагматике данной LXP, а объекты с 5-го по 9-й относятся уже больше к локальным областям практики, с которыми имеет дело Организация.

18. Объектам на входе задаются также автоматические связи (линки) в системе: например, связь с автором (с подтягиванием его собственных, связанных с ним индексов), связь с датой, связь с исходным кейсом, в рамках решения которого появился данный объект и т. д. 

Подробнее о логике связей между объектами в CMS LXP – см. часть 7, пп. 30-35.

19. Блок задач по архитектуре баз знаний в CMS:

  1. Рубрикатор, навигация
  2. Внешний контент-маркетинг (мотивация составителей баз): RSS, Дзен, Telegram, собственный контент-ресурс, HR-брендинг и т. д.
  3. Формат материалов: размер, форма представления (например ссылочный аппарат), формальные атрибуты для продвижения материалов и т. д.
  4. Жанровые стандарты материалов
  5. Индексирование, маркировка материалов
  6. Ранжирование, рейтинги материалов
  7. Интерфейс ввода данных, организация верификации
  8. Решение по железу, хостингу и администрированию

20. Поиск информации в LXP строится на основе поисковых алгоритмов с выводом данных, релевантных задаче, на основе введенных параметров задачи / вопроса / ключевого слова; на помощь также приходят генеративные алгоритмы по подбору элементов и метаэлементов содержания, релевантных задаче.

21. Каждый алгоритм, генерируемый информационной системой (ИС), сопровождается выводом в интерфейс пользователя конкретных контент-блоков методического, вовлекающего или информирующего характера. Система задействует нужный алгоритм (и в итоге нужный контент) в результате обработки данных, которые она получает от пользователей в ходе психологического консультирования. В целом ИС может получать данные от пользователей тремя способами:

  1. Непосредственно в виде контента, поступающего через различные формы-сборщики (опрос, анкету, тест, упражнение, поле примера, поле для ввода того или иного элемента контента, например по методической парадигме, и т.д.). Условное название: внешний (фронтенд) поток данных.
  2. В результате анализа поведения пользователя в Системе, в том числе в операциях отбора и выбора элементов контента, устанавливая связи (линки) и взаимозависимости (рейтинги, веса) между элементами контента в отношении одного или комбинации пользователей. Определим его как поведенческий поток данных.
  3. В результате сравнения данных, на основе критериев общности и отличия дифференцированных позиций значений в Системе. Общим может быть дело, задача в деле, поле в анкете, контекст выбора, узел алгоритма действий и т.д. Отличием может быть субъект дела, исполнитель задачи в деле, текст в поле анкеты, выбор в контексте, вариант действия в алгоритме и т.д. Отличием может быть также модальность: времени (было – стало), реальности (план – факт), и в принципе любое условие (индекс), прилинкованное к дифференцированной позиции значений в Системе. Критерий отличия может стать и критерием общности: если потребуется группировать данные по этому критерию. Условное название такого потока данных: сравнительный.

22. Программирование тоже можно рассматривать как получаемые – только не от пользователей, а от разработчиков – данные: различные индексы и коды, формулы подсчета и распределения, архитектуру и структуру представления данных и т.д. и т.п. Условное название такого потока данных: внутренний (бэкенд) поток.

23. Управление данными в системе необходимо начать выстраивать с выделения информационных объектов, классов объектов. Пример такого выделения в части 6, пп. 13-21. Формирование связей и отношений между объектами, свойствами и их комбинациями необходимо как для разработки эффективной методики дела, так и для формирования блока выводных знаний (контента CMS) по пользовательскому запросу уже непосредственно в ходе деятельности.

24. Ключевой принцип в распределении связей и отношений между объектами заключается в принципиальном их делении по трем «временным разрезам» дела: 1) этап формирования структуры задач дела (бриф, комплекс прагматической ситуации); 2) этап решения задач; 3) динамический (промежуточный) и финальный контроль качества, проверка на соответствие образа действия и образа продукта поставленным задачам.

25. Связи (линки) между объектами Системы могут быть направлены не только на интериоризацию знаний пользователем (на основе знаний декларативного типа), но и на управление поведением пользователей (на основе знаний процедурного типа). В CMS LXP психологического консультирования необходимо моделировать связи (линки) разного типа.

  1. Линки интерфейса информационной системы: гиперссылки с объекта на объект, теги, индексы и т.д.
  2. Линки семантические: метафоры, инородные признаки в стратегии осознания, логические и диалектические оппозиции и т.д.
  3. Линки информационные (связь элемента знания с элементом опыта): инструкции, правила, рекомендации, обзоры и т.п.
  4. Линки опыта: общие триггеры – в действии, в восприятии и т.д.
  5. Линки воздействия: адресный приказ, совет (во времени здесь и сейчас), запрет и т.д.

Подробнее об LXP

Установки на психологический кейс при экспорте методических знаний в LXP психологической поддержки (в рамках полимодального метода)

26. Этапы работы с психологическим кейсом (с оглядкой на возможности LMS в e-learning)

  • 1) поддержка через понимание проблемы и согласие с проблемой, с ее существованием;
  • 2) идентификация проблемы через формулировки вопросов – проявленное участие (вклад энергии, времени, ресурсов);
  • 3) уточнение проблемы через формулировки ответов – переключение внимания (психической энергии) с «груза» проблемы на исследование ее природы;
  • 4) переключение с деструктивного видения (контекста) проблемы на альтернативное видение (контексты), расширение потенциального поля (пространства) действия по решению проблемы;
  • 5) выделение ключевых смыслов (ключевых слов), определяющих расширенное видение проблемы;
  • 6) поиск оптимального решения проблемы по ключевым смыслам (ключевым словам) с использованием парадигмы 9 типов методических материалов в сопровождении примеров;
  • 7) «контракт» с ИС, определяющий условия, методы и контроль в решении проблемы;
  • 8) психологическое руководство в ходе решения проблемы – реализация полимодального метода через инструменты ИС: тесты, материалы, задания, интерфейс обратной связи, представления результатов, информационной поддержки по психологическим аспектам избранного дела (ПАИД) и другие.

27. Аспекты психологического кейса

  • 1. Определение «родительской» методики, описывающей данный кейс (например, методы воздействия по Кабаченко). Можно, например установить образ действия и спросить, к какой технике (методу, приему) относится. Можно дать понятие и спросить, к какой технике (методу, приему) относится.
  • 2. Приоритеты в методах, техниках, отдельных приемах
  • 3. Очередность в применении методов, техник, отдельных приемов
  • 4. Фундаментальные (необходимые, существенные) признаки, определяющие данный кейс
  • 5. Дополнительные – вариативные признаки, характеризующие данный кейс
  • 6. Инородные признаки, помогающие выйти на дополнительные контексты для данного кейса, дополняющие его, формирующие связи и отношения данного кейса с другими
  • 7. Символические аспекты данного кейса, помогающие установить данный кейс в других контекстах (основа для формирования «вскрывающего» суть описательного ряда контента – методика осознания, описания + картинки + видео фундаментальных процессов)
  • 8. Ситуации личной практики, которые могут быть использованы как примеры для данного кейса, с уточняющими показателями

28. Игровой потенциал психологического кейса (с оглядкой на потенциальные возможности ИС КПСО)

Двое (и более) пользователей ИС КПСО могут самостоятельно разработать методику и содержание избранного дела, пользуясь методиками, контентом и возможностями интерфейса ИС (на основе методологии modeldela.ru). При этом они, естестсвенно, могут задействовать 6 из 9 подуровней НСД. Их задача в отношении друг друга – помочь (мотивировать) актуализировать (осознать, задействовать) любой из этих уровней. Участники используют интерфейс ИС, чтобы включиться в дело на одном из этих уровней, а также сразу на нескольких уровнях одновременно. Параллельно решение этой задачи имеет исследовательский аспект: участники исследуют возможности такого включения и помогают развивать метод игры, игровую базу. Каждый из 6 уровней содержит карту-территорию с мифологическим нарративом, который включает все основные возможные аспекты (сценарии) развития дела в данной плоскости.

29. Вопросы в диагностических методиках

  • Вопросы должны определять выбор той или иной техники, метода;
  • Вопросы должны определять системность в решении психологических кейсов, т.е. отталкиваться от содержания кейсов и от возможных ресурсов в данной ситуации;
  • Вопросы должны определять знание технологии, которую один участник может предложить другому, плюс возможные сценарии развития действия.

30. Формы психологической поддержки

A. Поддержка имеет четыре формы: рассказ, подсказ, показ, провокация (включая вызов). Они обычно следуют в комбинации. Например, если не сработал «рассказ» («…это фигня, я устал слушать… непрофессионализм… ты не разбираешься… ты говоришь не то…»), предложить сравнить, кто из нас действительно разбирается (тот, кто умеет это делать): выполнить конкретное действие и сравнить результаты. Это пример провокации-вызова.

B. Поддержка проводится через:

  • аффективное переживание
  • когнитивное постижение
  • поведенческую регуляцию
  • прагматически организованную деятельность (НСД) – 4-е измерение

C. Поддержка имеет стратегический характер, осуществляется в рамках стратегии (принцип стратегии). Стратегия НСД подразумевает два разных основных дела, или аспекта дела, или стороны и т. д.: так чтобы у человека всегда была возможность переключиться между ними. Суть и весь фокус в том, чтобы иметь эту свободу постоянно. Имея свободу, человек свободно подключает энергию. Он не заставляет себя это делать, не тратит силы на преодоление инерции «я должен себя заставить» и т. п.

D. Во взаимодействии пользователя с ИС, а также с другими пользователями, задаются различные аспекты реальности (принцип условной реальности). Имеется в виду, что в рамках «психологического» кейса какой-то отдельный  аспект дела (обстоятельства, ситуации и т.д.) выделяется и тем самым приобретает характер реальности. «Реален» ли был этот аспект на практике, не имеет значения. Тем самым фокус внимания переносится во внутреннюю плоскость, на психологические аспекты деятельности, которые для субъекта являются «энергетическими фактами», поскольку в них была задействована его психическая энергия. 

E. Принцип эффективности связан с принципом условной реальности. Он означает приоритет функции над описанием. В соответствии с этим принципом, не имеет большого значения, соответствует ли описание (интерпретация)  действительности – самой этой действительности, важнее другое: насколько это описание может продвинуть субъекта в его функциональности, в деле, если он примет данное описание. Например, неважно, соответствует ли «объективной действительности» выделение субличностей, децентрализация Я субъекта – однако ощущение их разнородности, разных возможностей, способностей к делу, делает это описание исключительно функциональным.

F. Психологический кейс может использовать стандарт FOCAM для создания модели комплекса операций (компетенций, функциональных ролей), активированных субъектом в ходе деятельности (принцип компетенций).

Приведем в пример одну из возможных реализаций этого принципа: ADORE-комплекс.

  • Actor. Присоединение. Раскрепощение эмоций и снижение эмоционального напряжения. Создание ролевой модели образа (идентификация). Оперантное обусловливание (невербальное поведение)… (+ выборочно из ADREW)
  • Director. Установление надежного альянса. Позитивные ожидания (экспектация). Утилизация. Рассказ, показ, подсказ, провокация. Регуляция уверенности. Техники катарсиса. Техники десенсибилизации (повторение с целью снижения интенсивности). Техники воздействия (по Кабаченко). Преодоление сопротивления партнера. Парадоксальные техники… (+ выборочно из ADREW)
  • Orator (оратор, сценарист. Мотивация к изменению. Построение метафор (3 вида), многоуровневая речь (Эриксон). Чувство юмора… (+ выборочно из ADREW)
  • Reporter (+ выборочно из ADREW). Эмпатия (корригирующий эмоциональный опыт). Техники релаксации. Анализ скрытых намерений партнера. Анализ невербального поведения партнера (например, направления движения глаз)…
  • Educator. Знание основных психических процессов в организме (включая психосоматику), включение их на смысловом уровне в метафору деятельности. Когнитивное научение (социальный тренинг, поведенческий тренинг). Коучинг (абстрагирование и адаптация жизненного материала). Постановка и контроль выполнения заданий по 6 уровням деятельности. Определение критериев результативности взаимодействия с партнером…

31. Уровни решения психологического кейса

A. Критическая ситуация, проблема, кейс рассматривается в энергетическом плане (уровень психической энергии субъекта).

B. Смысловая раскладка возможных выборов действия, вариантов решения (уровень когниций).

C. Поведенческая стратегия. Домашнего задания отдельно от основной деятельности нет: все упражнения, приемы, ходы, техники – имеются только в рамках основного дела (уровень поведения). На этом уровне проводится коррекция смысловой основы поведения, выявление дополнительных энергетических фактов (проблем).

D. Целевой компонент (уровень намерения). Субъект убеждается в необходимости реализовать выбранную стратегию действий, в необходимости настойчиво: а) решать проблему на энергетическом уровне, определив варианты действий на уровне смыслов и реализуя избранную стратегию на уровне поведения. На уровне намерения происходит спайка энергии-смыслов-действий-намерений. Без этой спайки по отдельности они не «работают».

E. Компонент дела на 9 подуровнях, включая 6 «психологических» (уровень дела).

F. Контроль деятельности (а не просто психологии) через ИС ( уровень контроля).

G. Магия («я могу») – отражение деятельности в знаках: контроль через Мир и контакт с Миром (уровень результата).