В чем преимущества обучения профессии внутреннего коммуникатора (ВК) по стандартам F&T?
1. В РФ нет профессионального стандарта специалиста (а также руководителя блока) ВК, есть только проекты этого стандарта (см. например здесь
). Соответственно, отсутствует ситуация, при которой образовательный стандарт обучения специалиста ВК должен «законодательно» исходить из содержания профессионального стандарта. Эта ситуация, на самом деле, представляется нам скорее выигрышной, поскольку подобная формальная «трансформация» содержания одного стандарта в другой (которую обычно проводят образовательные организации), приводит к формализации уже непосредственно образовательных процессов – в схоластической (на наш взгляд) модели обучения, по-прежнему господствующей в современной образовательной среде. Мы считаем, что не имеет смысла опираться на «стандартный» способ преподавания профильных курсов, программы которых построены по описательной модели: через описания различных профессиональных функций (должностных обязанностей) специалиста ВК. Содержание данных функций трансформируется формальным образом в темы линейных модулей на обучающих курсах. Каждая такая тема объединяет набор разрозненных, условно системных рекомендаций, в которых «система» отражает логику преподавателя, логику изложения самого материала (см., например, здесь), но никак не логику специалиста в каждой отдельной ситуации его опыта.
2. Стандарт обучения профессии не должен вытекать исключительно из описания общих мест (тем) данной профессии. Эффективный образовательный стандарт должен исходить из определенной системной методологии процесса обучения; F&T в этом отношении является частью разработанной нами методологии обучения нестандартизированной деятельности в целом.
3. Допустим, профессиональный стандарт будет принят, и по нему будет официально утвержден образовательный стандарт специалиста ВК. Однако Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), основанный на компетентностной модели обучения, в целом не эффективен: он не ориентирован на реальные условия работы специалиста ВК в организации, на решение конкретных задач заказчиков – руководителей, на образ продукта в ходе прагматического моделирования профессиональной деятельности. Обучение нестандартизированным видам деятельности в рамках ФГОС в целом построено на рекомендательно-аналитическом подходе, который не ориентирован на овладение практическими навыками, на решение фактических задач, возникающих в ходе работы специалиста ВК в организации.
4. Раскрывая стандарт F&T для профессии ВК мы, в свою очередь, ориентировались на реальные запросы рынка к представителям данной профессии. Именно задачи, поставленные работодателем, в их полном объеме, должны определять содержание обучения специалиста ВК – а не избирательная интерпретация этих задач со стороны преподавателя курса ВК. И неважно, будет ли этот преподаватель практикующим специалистом или, скажем, тренером в штате профильной образовательной организации, – в любом случае его курс, его предмет, может получить необходимый системный характер, только если будет детализирован до выполняемых специалистом ВК рабочих операций, а не построен на описании (!) только лишь рабочих функций профессии.
5. В своем стандарте мы прописали 360 рабочих операций специалиста по внутренним коммуникациям в организации, каждую из которых при необходимости можно связать с соответствующей рабочей функцией. Однако важнее другая связь: каждая из этих 360 операций служит абстрактным ядром знания для изучения соответствующих практических кейсов профессии. Без такой детализации любые заявления относительно «практического» подхода, основанного на «изучении кейсов», со стороны обучающих профессии ВК организаций представляют собой не более чем «рекламные объявления», а само обучение при этом неминуемо превращается в профанацию.
6. Описание 360 операций специалиста ВК основано на данных контент-анализа требований и задач работодателей, предъявляемых ими к кандидатам на позицию ВК (исходные данные были получены на портале HH.ru). Анализ этих задач и требований показал, что все они – в совокупности – отвечают функциям девяти профессий, адаптированных к профессиональной деятельности специалиста ВК. Эти адаптированные функции мы определили в качестве профессиональных ядер, именно они и составляют в своей совокупности профессию внутреннего коммуникатора. Содержание этих девяти профессиональных ядер было положено нами в основу комплекса функций ВК – исходного элемента стандарта F.O.C.A.M.
7. F&T предназначен для создания открытых образовательных систем, для интеграции разнородного профессионального, социального и экзистенциального опыта в трудовой деятельности, опыта разных людей (специалистов, профессионалов) через оформленные в контенте кейсы, через смысловое тегирование (индексацию) этого опыта в информационной системе. Этот стандарт создан специально для LXP – платформ опыта, обучения через опыт.
В чем преимущества самообучения (повышения квалификации) профессии ВК по стандартам F&T?
8. F&T ориентирован на обучение in flow of work, то есть именно на самообучение пользователя: пользователь выбирает прямые пути к нужному контенту, к информации, которая требуется ему на практике для решения нужной задачи (выполнения нужной операции).
9. F&T организует контент в базах информационных систем, обеспечивая мобильность, простоту в использовании, разнообразие стратегий поиска нужной информации (в перспективе – включая помощь искусственного интеллекта).
10. F&T интегрирует методики, генерирующие и организующие мышление во всей необходимой для решения профессиональных задач полноте, а не только операции анализа (как в рекомендательно-аналитическом подходе к обучению). F&T генерирует в целом операции сознания на 9 подуровнях избранной деятельности, включая психологические аспекты избранной деятельности.
В чем преимущество реализации профессии ВК по стандартам F&T?
11. Подбор и организация контента в рамках F&T ведутся как составляющие деятельности по решению профессиональных отраслевых микрозадач – на основе разработанных онтологий и методик. В конечном счете стандарт F&T ориентирован на повышение производительности труда специалиста в избранном виде нестандартизированной деятельности.
12. Решение задачи по стандарту F&T определяется как реализация комплекса прагматики (целей) заказчика. В рамках стандарта задается информационная связь (формируются информационные цепочки, цепочки данных) между условиями конкретной задачи и вариантами ее лучшего решения.
13. Стандарт F&T помогает контролировать технологичность и в конечном счете эффективность действий специалиста – в том числе со стороны менеджмента организации. Информация на обучающей контент-платформе в рамках F&T разбивается на микроблоки, каждый блок имеет индивидуальный адрес в системе, чтобы система подбирала наиболее релевантные ответы по запросу пользователя, каждый микроблок теоретической информации сопровождается кейсом с примерами. Стандарт помогает интегрировать в информационной системе лучший опыт, лучшие практики профессионалов, отдельные элементы (аспекты) которого предоставляются пользователю в режиме in flow of work.