Поли- (смысловые ресурсы ЭВК) | Комби- (смысловые процессы ЭВК) | Эпи- (смысловые результаты ЭВК) | |
ЭВК понимаются[1] как: | |||
I. Функция [2] | 1. Дистантность и полифония: количество участников коммуникации ограничено только ее целями, но не техническими возможностями связи, конфигурация связей потенциально может быть любой. | 2. Время на обработку информации: разнесение во времени приема и получения, возможность следовать временным приоритетам. Можно задавать, применять и контролировать параметры (например объем текста). | 3. Фиксация информации, возможность поиска нужного фрагмента информации и элемента коммуникации. |
II. Намерение | 4. Полиморфизм: формат знака может быть любым, стыковки по формату не обязательны[3] (текст, видео, звук, образ и их комбинации); тот же принцип в отношении различных жанров, стилей и т. д. (то есть, например, стыковки по жанру не обязательны). Соединяет намерение отправителя сообщения. | 5. Знаки ЭВК открыты для монтажа, можно заменять, переставлять, видоизменять фрагменты в соответствии с прагматикой. ЭВК отвечают намерениям углубленной, детализированной прагматики (коммуникативных задач) знака, фрагмента – с целью повышения эффективности сообщения. | 6. Подсчет данных: знаки могут быть посчитаны, а подсчеты обработаны для получения качественной аналитики по коммуникационным составляющим бизнес-процессов организации. |
III. Продуцирование энергии (рождение личного смысла участника ЭВК) | 7. Полимодальность: один и тот же текст используется в разных целях, в разных модальностях общения (например серьезно и в шутку), в коммуникациях разного типа (например профессиональных и игровых), на разных этапах, площадках и т. д. | 8. Продуктивность: тогда как устная речь – это «расходный материал» коммуникации, текст – это продукт или хотя бы сырье для наращивания добавленной стоимости; текст имеет возможность отделиться от автора и получить новую прагматику в новой системе связей. | 9. Интеграция: пользователь системы может самостоятельно дополнить полученную информацию из различных источников; собрать личный образ знания или метод, по которому это знание восстанавливается (основа для самообучения). |
П-1. Современные корпоративные деловые коммуникации ведутся преимущественно в электронном формате, с помощью разного рода текстов (тексты мы понимаем в широком смысле – и как комбинации знаков разных знаковых систем: письменный текст, картинка, аудио, видео). Электронный формат имеет очевидные преимущества перед традиционной устной коммуникацией, однако большинство этих преимуществ до сих пор не реализованы в корпоративных бизнес-процессах. То есть в этой области практики в конкретной Организации возможна оптимизация. Но оптимизация – чего?
П-2. Для начала нужно определить, какую именно систему мы беремся оптимизировать, а если точнее – какую область практики мы беремся превратить в систему. В данном случае – не систему (всех) внутренних коммуникаций, не систему отношений в коллективе, не систему управления корпоративной информацией и тем более не систему “построения” корпоративной культуры, которую никоим образом нельзя выстроить из одной точки управления (можно только настроить). Мы беремся оптимизировать систему электронных коммуникаций, сопровождающих ход выполнения задачи (дела), поставленной члену Организации в предназначенном для этого электронном интерфейсе.
П-3. Оптимизация в нашем понимании – это не улучшение имеющихся функций системы, и даже не развитие этих функций. Оптимизация проводится с целью полноценного раскрытия возможностей системы ЭВК, реализации всех ее сущностных свойств. Действующие системы ЭВК реализуют лишь верхний уровень возможностей (уровень «Функции» в матрице). Потенциал возможностей ЭВК уровней “Намерение” и “Продуцирование энергии” до сих пор остается не реализованным.
Что имеется в виду? Любая коммуникация, в том числе электронная, состоит из знаков, являющих собой смыслы. Эти смыслы могут быть не только формальными составляющими акта регламентированной коммуникации – они могут соотносится с личностью субъекта-отправителя, с его эмоционально-волевой сферой. При взаимодействии членов коллектива (команды) многие акты коммуникации обусловлены исключительно личными намерениями: люди не обязаны что-либо сообщать в той или иной ситуации, но они сообщают. Такие акты содержат энергию личного послания. Без этого совместная деятельность людей, сопровождаемая коммуникацией между ними (в том числе посредством ЭВК), редко приводит к качественному результату, продукту этой деятельности.
Такая коммуникация не обязательно должна быть неформальной – то есть не регламентированной. Личные послания, различного рода интенции, эмоции, чувства, намерения, оценки можно и нужно регламентировать: например, в коммуникативной игре. Любая коммуникация в организации в принципе должна оставаться управляемой: ее участники в любом случае должны быть обязаны придерживаться определенных правил общения.
П-4. Система электронных коммуникаций – это инструмент. И как инструмент она может применяться для решения самых разных задач: оптимизации корпоративных коммуникаций, повышения эффективности управления, увеличения производительности коллективного труда, сокращения издержек ресурсов (времени в первую очередь) на неэффективную коммуникацию, преодоления коммуникативных барьеров, решения конфликтных ситуаций, предупреждения кадровых потерь, решения психологических проблем в коллективе (например выгорания) и так далее.
П-5. Оптимизация системы электронных коммуникаций вбирает в себя цели, которые содержат современные методики профессионального онлайн-обучения и программы оптимизации внутренних коммуникаций в Организации. По сути, плоскость реализации целей будет здесь одна, общая.
П-6. Вывод информации (смысла) в электронной коммуникации определяется как: симультанный против сукцессивного.[4]
П-7. Образ знания[5] (для участника коммуникации) в электронной коммуникации определяется как пазл микротекстов.
П-8. В системе электронных коммуникаций формируется жизненный цикл смыслов, заданных Организацией.
П-9. В практике внутренних коммуникаций Организации полноценное раскрытие системы электронных коммуникаций означает развитие (добавленную стоимость) инструментов внутренних коммуникаций:
Полиморфизм | Монтаж и прагматика | Подсчет данных | Полимодальность | Продуктивность | Интеграция | |
Переписка в почте | + | + | ||||
Переписка в чатах | + | + | + | + | ||
Переписка в планировщике задач типа «Битрикс» | + | + | + | |||
Документы (планы, презентации, отчеты, обоснования и т. д.) | + | + | + | + | ||
Коммуникации через мобильные приложения | + | + | + | + | + | + |
Корпоративные СМИ | + | + | + | + | ||
Интранет | + | + | + | + | + | + |
Доски объявлений | + | + | + | |||
Спец. интерфейсы заказов | + |
[1] Имеется в виду личный смысл, который вкладывает в то или иное сообщение ЭВК участник коммуникации, пользователь системы ЭВК.
[2] В настоящее время на практике используются возможности только I уровня данной системы – уровня функций. Возможности II и III уровня либо вообще не используются, либо используются очень ограниченно, бессистемно и без взаимосвязи между элементами системы.
[3] Как, например, устная речь состоит из звучащих слов, письменный текст из записей слов и т. п.
[4] Сукцессивный способ – это последовательное восприятие информации, шаг за шагом: сначала первое, потом второе и только потом – третье. Такое восприятие растянуто во времени. Действуя таким способом, мы последовательно, одно за другим, узнаем нечто об этом мире. Симультанный способ – это единомоментное восприятие информации, когда мы «схватываем» сразу весь образ целиком, когда мы видим всю картину разом. Подробнее см. здесь.
[5] Каждый субъект формирует свой собственный образ знания, при этом такой образ соответствует симультанному способу восприятия. Этот образ можно представить, можно «собрать», в виде парадигмы смыслов (текстов). Помочь собрать семантический пазл в ситуации действия субъекту помогают семантические матрицы по избранному виду деятельности. Они имеют методическую функцию: как опорные структуры для поддержания симультанного знания в избранном виде деятельности, в момент избранного действия по ходу деятельности. Подробнее о функциях семантических матриц в нестандартизированной деятельности см. здесь.