1. Необходимость в выделении двух методических стандартов обучения специалиста-коммуникатора обусловлена психологическим характером коммуникации как вида нестандартизированной деятельности. Необходимо научиться каким-то образом моделировать интенциональную, мыслительную и эмоциональную стороны деятельности субъекта, осуществляющего профессиональную коммуникацию в соответствии с заданными условиями и целями этой коммуникации, – а не ограничиваться изучением готовых образцов данного вида деятельности (см. нашу критику рекомендательно-аналитического подхода в обучении журналистов).
2. Оба стандарта ориентированы на оптимизацию поиска (включая внутренний поиск, поиск в сознании) и представления нужной субъекту для конкретного дела информации – с применением различных средств специализированной информационной системы (ИС). Наш подход в обучении по обоим стандартом реализуется посредством платформ опыта – LXP. Разработка самой ИС ведется в рамках проекта ИС КПСО, включая проект пополняемой базы знаний LXP SEE (LXP социального и экзистенциального опыта), а также с использованием базы знаний профессионального опыта ВК в качестве элемента профессинальной LXP ВК.
F.O.C.A.M.
Стандарт F.O.C.A.M. оптимизирует аналитическую составляющую деятельности специалиста ВК, помогает ему сориентироваться в своих действиях с нескольких функциональных позиций и на разных этапах – перед началом, по завершении и в ходе самой деятельности:
F. – с позиций высшего руководства организации: «закрыть» потребность в определенных бизнес-процессах организации (что требуется сделать); определить намерения ЛПР в соответствии с матрицей целей и задач ВК; разработать модель бизнес-процессов ВК, в их связи с действующими бизнес-процессами Организации (различные типы коммуникации организации рассматриваются как частные случаи бизнес-процессов). Документ на выходе: Прагматическая модель бизнес-процессов ВК, интегрированных в бизнес-процессы Организации.
Функции – это «ядра» профессий
O. – с позиций HR-руководителя организации, ответственного за найм специалиста ВК и контроль его последующей деятельности: проверка компетентности специалиста по ВК, актуализация операций в зависимости от специфики Организации и бизнес-процессов (как именно должны реализовываться функции ВК – расшифровка, детализация функций, отбор существенного и необходимого, конфигурирование в проекты). Документ на выходе: база компетенций организации как поле задач специалиста ВК (одного или в отделе), с расшифровкой бизнес-процессов ВК на уровне операций деятельности и привязкой: а) к общим и частным компетенциям специалиста ВК (одного или в отделе); б) к конкретным типовым кейсам специалиста ВК (прагматическая ситуация кейса дана в индексах-тегах); в) к горизонтальным связям специалиста ВК внутри Организации и с внешними подрядчиками (также индексируется).
Базы компетенций, интегрированные из опыта разных организаций, формируют базу компетенций методического стандарта в обучении специалистов ВК. Также эти базы компетенций могут быть использованы для формирования структуры рейтингования специалистов ВК в различных профессиональных онлайн-рейтингах.
Ядро методиста: операции для ВК
C. – собственно с позиции специалиста ВК: кейс в абстрактном виде, в описании, в аналитическом разборе представляет собой смысловое тело, которое хранит память (внутренние индексы) и форму (ментальный отпечаток) сознательного действия человека (специалиста). Документ на выходе: техничное (функциональное) описание сознательного действия, способное помочь восстановить в памяти субъекта различные аспекты совершенного им действия – идентичного или схожего.
Кейсы ВК из источников (описания)
Авторские кейсы (элементы) – см. в разделе ЛТК
A. – с позиции специалиста ВК (а также его возможного непосредственного руководителя или наставника): аналитически «расчлененное» (расчерченное) тело действия. Выбор решения (аналитика для правой колонки) – в сети смысловых точек действия (технологических узлах); представляет собой декларативное знание. Аналитика высвобождает смыслы для привязки их к имеющимся узлам памяти. Аналитика – это сплошная индексация, маркировка смыслов в описании хода решения дела. Аналитика – это способ (как правило феноменологический) сформировать контекст действия. Однако все операции аналитики лежат в плоскости одного избранного контекста. Аналитика не предполагает связи между контекстами, «путешествия» в них, «подтягивание» и интеграцию контекстов в действии.
M. – с позиции специалиста ВК (а также руководителя, наставника): связи между точками и последовательности в актуализации связей – в расчерченном теле действия. Выбор решения (аналитика для правой колонки) – в алгоритмах, в цепочках элементов (компонентов, фаз, аспектов, образов) действий; представляет собой процедурное знание.
T.I.C.O.P.
Стандарт T.I.C.O.P. помогает специалисту ВК управлять энергией действия не только в профессиональной, но также в экзистенциальной и социальной плоскости деятельности, актуализировать различные способности человека в этих плоскостях.
Стандарт реализуется посредством специальной CMS LXP профильного вида деятельности, разрабатываемой в рамках Информационной системы комплексного психологического сопровождения организаций (ИС КПСО).