Стандарты F.O.C.A.M. и T.I.C.O.P. (F&T) в обучении специалиста по внутренним коммуникациям (ВК) в организации

F.O.C.A.M.

Авторские технологические карты (ТК) по трем уровням действия в профессиональной плоскости: опознание, осознание, коммуникация. Конкурс ТК. Можно заявить о создании собственной ТК только если похожая отсутствует, решение принимают методисты-модераторы (аналогично тому как на рутрекере не задваиваются  похожие раздачи).

  • Условия действия, факторы прагматической ситуации. Включают в том числе собственные действия субъекта, совершаемые по ходу деятельности: они также включаются в общую ориентировку.
  • Микрооперации T.I.C.O.P. – это действия, как их оформляет в своем сознании деятель: они дают фокус внимания, концентрации, поскольку в своем сознании деятель в текущий момент сфокусирован только на одной такой микрооперации. Микрооперации отображают задачи – ключевые точки действия. Эти микрооперации должны быть оформлены аналогично словарным статьям (по типу глаголов), к которым идет описание-содержание, описание подвидов (нижние уровни рубрикатора), примеры использования, ссылки на кейсы, ссылки на верхние уровни рубрикатора индексы и т.д.
  • Законы, ходы, приемы (в сопровождении рекомендаций): способы, как выполнить часть операции, продвинуться в решении задачи, привязанной к конкретной цели (например, переключить внимание на нейтральную или благоприятную тему). Они могут быть не только профессиональными (LXP), но и экзистенциальными и социальными (LXP SEE).
  • Мотивы (осознанные потребности) – например, получить одобрение от значимого лица.
  • Намерения (могут расходиться с мотивами) – например, добиться правдивого видения ситуации.
  • Формы факта – как представить факт, выгодно для стратегии (например, я хочу посмотреть сериал днем, но могу представлять его, сгущая это представление, как «награду» в конце дня, самый «вкусный» кусок дня, который нужно подготовить и оттянуть, иначе он не будет таким вкусным и т. д.).
  • Ключевые адресанты: кому субъект направляет свое действие, кто способен генерировать эту энергию.
  • Ключевые сообщения (messages), например девизы, которыми субъект стимулирует свои действия в той или иной ситуации; вдохновляющий контент: произведения «быстрого считывания» (песни, музыкальные композиции, стихи, картины, мемы и т. д.), относительно самостоятельные фрагменты больших произведений (монтажные склейки), собственно большие произведения (включая их знак, действующий как символ в сознании субъекта).
  • Базовые состояния действия. Они стоят особняком в парадигме, поскольку не предполагают достижения конкретного результата (реализации мотива/потребности, намерения, конкретного приема/хода, микрооперации, задачи, факта) – они предполагают только само действие, фиксацию на особом внутреннем содержании действия, на определенном состоянии в ходе действия. Это может быть, например, состояние отрешенного наращивания интенсивности действия, в которое, как в топку, субъект «бросает» все новые и новые дела. Субъект вовлекается в те действия, которые видит как необходимые стратегически, и к которым не испытывает никакого другого личного отношения. При этом субъект может использовать образ конкретного результата (реализацию мотива/потребности, намерения, конкретного приема/хода, микрооперации, задачи, факта) – но только чисто технически, не поддаваясь (не отдаваясь полностью) отдельному потоку энергии, который генерирует каждая такая цель. Он способен в этом случае менять эти потоки, в зависимости от того, как идет дело, он управляет этими потоками, а не они управляют им. Субъект получает возможность использовать все потоки, а не только какой-то один. В этом состоит секрет подлинной роли «контролируемой глупости»: отрешенность от конкретики любых импульсов человеческого бытия дает возможность использовать их лучшим образом. Инициация базовых состояний действия невозможна посредством личных, конкретных, стимулов, а значит эти состояния инициирует непосредственно Абстрактное. По сути, это одно состояние, которое может называться по-разному, в зависимости от преобладания того или иного его аспекта в действии (актуализации) субъекта. Оно может ощущаться как состояние потока, состояние несгибаемого намерения, состояние «роя» (дезинтегрированного внимания, ощущения себя роем частиц), состояние чуда (нахождения в мифе) и так далее – но всё это суть одно. Базовые состояния действия – этой способ человека общаться с Абстрактным, посвящая ему, и только ему, свои действия.

T.I.C.O.P.

Организации (руководству) необходимо помнить, что организация дает человеку дело, а значит – возможность выйти на личный энергетический баланс, что в масштабах всего коллектива означает выход на энерегетический баланс всего коллектива организации. Человеку необходимо помнить то же самое. И ценить. В понимании этой ценности и состоит ключевое соглашение между субъектом и организацией, именно это соглашение является исходной точкой для построения реальной культуры дела в организации, и вообще – для построения какой бы то ни было корпоративной культуры.

[1] Это «армия» субъекта – его реальные силы в битве за свою реальность, состоящую из состояний, за контроль над состояниями. Как в детской игре «на полу».