Драйверы облачного сознания человека (программы, которые
связывают все более-менее актуальные смыслы индивида в единую семантику): здесь
действуют механизмы лексико-семантического поля, механизмы ассоциативных нейронных связей (принцип частотности употребления),
механизм символа-ряда. То есть цель бренда – выступить символом чего-то как
можно большее число раз, то есть иметь по факту максимальное кол-во случаев
воплощения. Однако механический стимул, например событие, в котором спонсор
декларировал свою принадлежность к символу, не проникает на внутренний уровень
восприятия. Необходимо встроиться в субъективное семантическое пространство, найти способ связаться с нужной
зоной смыслов в субъекте.
Иначе бренд занимается самообманом… вставка в рекламной паузе «банк помогает людям
найти друг друга». Однако сознание субъекта реагирует не на слова, а на
действие. А действие здесь: «спонсор рекламирует себя в рекламной паузе».
Соответственно актуализируется не смысл слов, а смысл ситуации, которая требует
минимум внимания субъекта для «распаковки»: ситуация для тв-программы крайне
тривиальная. В условиях высокого жизненного информационного потока субъект
автоматически распаковывает смыслы и не тратит усилий на то, чему он уже нашел
как минимум один смысл. То есть первый смысл как правило остается единственным,
поскольку в следующую секунду сознанию предлагается уже новый объект, ситуация,
новая работа.
Как бороться? Драйверы:
1. Остранение: создание
искусственной помехи сознанию, пытающемуся однозначно технично распаковать
смысл. Новая форма ситуации, ее контекст, подача и т.п. Недостаток: возможное
имиджевое несоответствие: серьезный бренд не может быть странным. А вот для
Скитлз – очень подходит.
2. Эксцесс. Фрагмент
действительности, который при передаче вызывает шок у субъекта. Недостаток:
негативный осадок, активизация рядов негативных смыслов. Подходит еще меньшему
количеству брендов.
3. Драматургическая форма
подачи. Драматургия – это когда персонаж совершает нечто, превосходящее
возможности его характера. То есть при подаче информации оттолкнуться от
трудностей, которые пришлось преодолевать. Недостаток: если субъект не поверит
в то, что трудности у бренда были реальные, то есть поймет, что «бренд лжет»,
он соединит бренд с ложью, то есть смысл бренда со смыслом лжи. Можно
противопоставить что-то драматургии? Две тысячи лет экспериментов с формами
коммуникации дали ответ: нет. В случае
если по какой-то причине субъект заранее делегировал вам внимание, и кредит его
внимания достаточно велик, то да. Для удара по массам подойдет только эксцесс
или драматургия. В отличие от эксцесса драматургия дает управляемое движение по
рядам смыслов и от относительного «минуса» при проявленном умении коммуникатора
ведет к твердым «плюсам (в эмоциональной коннотации смыслов). Недостаток:
требуются а) очень квалифицированные коммуникаторы; б) очень продвинутые
менеджеры брендов, понимающие необходимость стартового драматургического захода
«в проблему». Большинство брендов по-прежнему никак не хотят связывать себя с каким-бы
то ни было возможным негативом. Отчасти этот подход оправдан и может считаться
не непрофессиональным, а просто перестраховочным: на самом деле, если
коммуникатор не справится с ходом драматургического развития состояний, бренд
так и останется в сознании субъекта связанным с проблемой.
4. Бренд находит или создает
реальный информационный повод выступить перед ЦА, передать реально интересное
для ЦА сообщение. Однако, как правило, такого сообщения нет, и под видом такого
сообщения выпускаются искусственные поводы. Для субъекта опять включается
оценка: бренд не выступает с новостью, бренд делает рекламу. Второй минус: создание
искусственного события может быть очень дорого для бренда.
5. Бренд создает красоту,
силу, оригинальность – формой сообщения. Минус: сильный креатив и сильный
продакшен редко можно найти (даже вложив большие средства); второй минус: форма
может быть слишком отдалена (и отделена) от исходного смысла, задаваемого
субъекту брендом.
Вывод: лучше всего – запускать в коммуникации все
перечисленные драйверы, отсекая возможные побочные эффекты.
|