Дифференциация товара (или подход «превосходства товаpa») использовалась большинством компаний в 1950-60-е годы, когда разрабатывались концепции и подходы современного маркетинга. Целью компании было опередить конкурентов и, благодаря тому или иному преимуществу продукта, угодить существующим и потенциальным клиентам.
Сегодня большинство фирм, производящих небрендированные товары, по-прежнему конкурируют на основе подхода «превосходства товара». Они постоянно добавляют новые ингредиенты, расширяют товарную линейку, создают новые запахи, цвета или стили – все что угодно, чтобы дифференцировать товар или услугу от множества конкурентных.
Некоторые компании, напротив, конкурируют на основе дистрибуции. То есть их главный маркетинговый подход основан на легкости доступа к их продуктам или услугам. Во многих случаях продукты или услуги похожи – или, по крайней мере, они кажутся похожими потребителям. Доступность сама по себе предоставляет конкурентное преимущество. Потребителям почти не надо тратить сил на поиск, а цены среди конкурирующих товаров или услуг сейчас приблизительно одинаковы. Этот тип конкуренции характерен среди таких товаров, как бензин, безалкогольные напитки, рестораны быстрого питания и даже закусочные и кондитерские. Например, Coca-Cola сделала дистрибуцию своим основным конкурентным отличием. Цель Coca-Cola – быть вездесущей, чтобы покупателю достаточно было лишь протянуть руку. Дистрибуция осуществляется с помощью автоматов, ресторанов быстрого обслуживания, магазинов, оптовых торговцев, на спортивных соревнованиях и т. д. Coca-Cola хочет, чтобы ее напитки были всюду, где потребитель может почувствовать жажду.
Другие компании используют ту же самую стратегию, но применяют ее несколько по-иному. Например, McDonald’s даже разработал специальную методику, чтобы определять места, где размещать свои заведения.
Как показано на рисунке, третья форма конкуренции основана на знании потребителей или клиентов, на фокусировании внимания на нуждах потребителей или на специализации. Таким способом конкурируют по большей части сервисные компании и фирмы B-2-B, а также директмаркетологи. То есть компания создает товары или услуги, особенно привлекательные для определенной группы потребителей или потенциальных клиентов. Возьмем, например, юристов: кому-то могут понадобиться юристы, специализирующиеся на налоговом законодательстве; кому-то – на корпоративных законах; а кому-то – на разводах или делах об убийствах либо оскорблениях. Услуги каждого из этих специалистов направлены на удовлетворение конкретных потребностей клиента.