Источник: Мориарти С., Бернет Дж. (Burnett, John & Moriarty, Sandra) Маркетинговые коммуникации. Интегрированный подход
Здесь мы определяем человеческую коммуникацию как процесс, в ходе которого два или более лиц пытаются сознательно или несознательно повлиять друг на друга при помощи использования символов.
Личные средства передачи информации подразумевают доставку сообщений персонально. Примерами могут служить личные продажи или устный разговор. Безличные средства информации, называемые также «средствами массовой информации», включают в себя телевидение, печатные издания, каталоги и т. п.
Массовые коммуникации, особенно реклама, часто влекут за собой неявную, отсроченную обратную связь с представителями целевой аудитории. Для рекламодателей, например, обратная связь — это потребительская реакция или отсутствие такой реакции на рекламируемые товары или услуги. Когда обратная связь является неявной и отсроченной, трудно определить, удалось отправителю осуществить эффективный процесс коммуникации или нет.
Как внешняя среда — погода, время суток, послания конкурентов и т. д., — так и внутренняя среда — опыт, предпочтения, ценности и наклонности — часто могут существенно повлиять на процесс дешифровки.