Модель убеждения покупателя (Elaboration Likelihood Model – ELM) Петти и Качьоппо представлена на рисунке. Она очерчивает два пути убеждения – центральный и периферийный.
Центральный путь предполагает серьезное внимание к сообщениям бренд-коммуникаций и обязательную оценку этих сообщений. Получатель сообщения (покупатель) тщательно взвешивает заявления, сделанные в рекламе, в уверениях продавца, расхваливающего товар, или в любой другой форме коммуникаций бренда, и делает сознательное суждение, верить ли информации, содержащейся в этом сообщении.
Периферийный путь – это бессознательная обработка сообщения. В данном случае получатель обращает мало внимания на аргументы в сообщении как таковом, но может принять к сведению другие сигналы, скажем, насколько источник сообщения внушает доверие или известен ему.
Каким путем последует восприятие в конкретной ситуации? Как утверждают Петти и Качьоппо, чтобы ответить на этот вопрос, следует учитывать два фактора, играющих ключевую роль. Чтобы получатель сообщения последовал центральным путем, этот получатель должен: а) иметь мотив для восприятия сообщения; б) обладать мыслительными способностями для восприятия этого сообщения. Побудительный аспект имеет отношение к идее вовлеченности, рассмотренной выше. Возможно, рекламодателя беспокоит, что если покупатель пойдет по центральному пути, то это увеличит риск, что он не согласится с рекламным сообщением или усомнится в нем. Но если в результате центральной обработки информации покупатель все-таки изменит отношение к бренду, это изменение почти наверняка будет влиять на его поведение сильнее, чем любое изменение из-за информации, воспринятой периферийным путем.