1. В любой организации существует множество стоп-факторов, «подводных камней», для такой инициативы, как «Банк идей» (БИ) в ее ортодоксальной форме. Назовем ключевые проблемы:
- а) нет операционной платформы для выработки рационализаторских предложений (если речь не идет непосредственно об инженерном производстве), отсутствие среды «изобретателей» и даже объективной необходимости в этой среде;
- б) нечестные мотивы лиц, желающих лишь дополнительно заработать на механизме БИ (предлагая по каналам БИ те предложения, которые они обязаны делать непосредственно в ходе выполнения своих должностных обязанностей);
- в) громоздкий алгоритм верификации идей и материального поощрения, который зачастую несоизмерим с реальным КПД БИ.
2. Если все же в организации решили ввести БИ и поручили заниматься этим ВК, стоит убедить руководство в отсутствии необходимости бюрократизировать механизмы БИ. Например, поощрения могут определяться субъективно, для этого вполне достаточно одного уполномоченного лица из числа топов (в рамках установленного бюджета) и по представлению непосредственного менеджера проекта БИ, того же ВК, например.
3. Организационные (в широком смысле) вопросы, предложения улучшить что-либо в самой организации, могут проводиться через группу инициативных сотрудников: например, группу по повышению удовлетворенностью работой (Г).
4. Предложения от сотрудника, выносимые в БИ, должны быть уже поддержаны непосредственным руководителем данного сотрудника. Во-первых, таким образом исключаются глупые, мало значимые, в целом нерелевантные предложения, а во-вторых, снижается риск возникновения конфликтной ситуации, когда суть предложения раскрывает какую-либо недоработку подразделения, за которую отвечает данный руководитель.
5. Чтобы избегать замалчивания проблем, описанных в п.4, со стороны руководителя, идея БИ может быть трансформирована в проект «Вопрос президенту». Форма вопроса имеет ряд преимуществ: во-первых, она не так однозначно негативна, как «заявление» о проблеме, а негатив лучше минимизировать; во-вторых, вопрос требует ответа, а «просто» ответить, это не то же самое, что генерировать экспертное заключение по «предложению» БИ; в-третьих, задавшему вопрос ничто не мешает настаивать на решении этого вопроса, а именно личная заинтересованность сотрудника есть лучшее, что продуцирует механизм БИ в его лучшем виде.
Участие Первого лица (возможно, даже фиктивное, через назначенного Первым лицом своего помощника в этом проекте) крайне важно, поскольку: а) дает ему информацию о реальном положении дел на местах (чего он обычно лишен в силу того, что все нижележащие уровни руководства фильтруют информацию в собственных целях и часто попросту замалчивают системные проблемы); б) дает адресанту некоторую свободу действий – относительно своего непосредственного руководства (особенно если Первое лицо или его уполномоченные помощники будут сохранять конфиденциальность этого канала информации).
6. В конечном счете сам принцип БИ в лучшем виде может реализоваться в развитой системе наставничества организации.
7. Форма БИ, его интерфейс, по сути, должны являться элементом Best Practices в интерфейсе платформ опыта организации, построенной по принципу LXP.
См. также материалы для внедрения механизма Банка идей в организации