Остранение

По editor | 03.05.2024

1. Неформальный разговор, неформальные мысли, неформальные отношения – это всё как рыбы под водой, а мессаджи ВК – это как лодки по поверхности. Для того, чтобы все-таки плыть по этой воде, а не завязнуть где-нибудь на банке формального жанра, ВК, будучи автором, должен очень серьезно поработать. Кричать в рупор с корабля это одно, а разговаривать на языке среды это совсем другое. Быть принятым аудиторией, заслужить их внимание и уважение, вовлечь их в свои дела – колоссально трудная задача, она требует огромной самоотдачи и специфических компетенций. Для ее решения ВК, в частности, может использовать художественное остранение – с целью интимизации диалога со своим читателем или зрителем. Художественность дает несравнимо более глубокий уровень интимизации, нежели любые формализованные приемы создания доверительного стиля. Интимизация отношений с читателем-зрителем достигается не за счет панибратства (это чуть ли не самая отвратительная подмена, которая свершается в работе ВК), не обращениями на ты, не «свойской» интерпретацией актуальных для аудитории тем и разными другими грубыми, примитивными средствами. Реальная интимизация – это реальные чувства автора, его тонкая любовь к аудитории, любовь, обращенная в художественность. Когда я написал Сказку о Чайке, ко мне подошла одна очень «формализованная» дама, начальница учебно-методического центра компании, и выплеснула свое раздражение: «Андрей, что вы там понаписали, это же шизофренический бред!» Спору нет. Но он был предельно искренним.

2. Корпоративный коммуникационный продукт – журнал, газета, канал в ТГ или любой другой – может и должен быть авторским! За любым текстом должна стоять личность – и в корпоративных коммуникациях в особенности. Тем более, если есть возможность следить за делом, которое ведет эта личность: от номера к номеру, от выпуска к выпуску. Текст, за которым есть личность его автора (желательно уже завоевавшего внимание аудитории), привлекает несоизмеримо больше, чем текст безличностный, может сделать гораздо больше в умах и сердцах аудитории.

3. Привлечь внимание, освежить восприятие, спровоцировать на определенное действие – через остранение формы. Пример: ПиПы в ЕС + 1.

4. Остранение жанра или формы может вестись в контексте жизни локального коллектива, его «персонажей», фольклора, значимых или постоянных тем, задач, реалий. Пример – фанфик «Матрица» для корпоративного мероприятия в «Гедеон Рихтер». Можно также создать фотофанфик – по мотивам реальных событий – см. пример.

5. Отдельный продукт коммуникации можно сделать необычным за счет насыщения разными дополнительными «опциями». Например, выпуск журнала, в котором мы использовали содержание не только по прямому назначению, но и как материал для квеста, ребуса, занимательной статистики и так далее.

6. Идея может исходить из особых требований (прагматики) к каналу, средству коммуникации или мероприятию. Например, мы использовали, например в ПЭК:

  • портрет топ-менеджера в его персональной рассылке вместо традиционной фотографии;
  • реальные, не игровые, трудности – в контексте мероприятий (двухдневный велопробег: feedback-1, feedback-2; трехдневный сплав на плотах) для мужчин ПЭК (практически все руководители региональных отделений компании были мужчины);
  • все участники должны приложить усилия (остраняется традиционный подход к мероприятию, когда «участники» по факту гости, а не участники) и найти костюм (фото 1, фото 2, фото 3) по заданным условиям (русский, исторический) для создания ощущения общности на мероприятии (при этом остраняется сама форма этого мероприятия). Плюс см. другие фото и видео.

7. Остранять можно за счет микса жанров. Примеры в ЕС: «желтая» серия корп. изданий (имитация выпускного альбома, имитация детской книжки с картинками и др.); «Подольский вестник» для работников корпоративного склада (использование дизайн-элементов изданий желтой прессы); плакатная форма для склада.

0

Автор публикации

не в сети 3 часа

editor

0
Комментарии: 0Публикации: 195Регистрация: 08-04-2021
вовлеченность воздействовать на процесс игра интериоризация каналы контент культура дела мотивы нарратив приключение психология символы система средства стратегия тренды уважение факты формализм

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *