1. Неформальный разговор, неформальные мысли, неформальные отношения – это всё как рыбы под водой, а мессаджи ВК – это как лодки по поверхности. Для того, чтобы все-таки плыть по этой воде, а не завязнуть где-нибудь на банке формального жанра, ВК, будучи автором, должен очень серьезно поработать. Кричать в рупор с корабля это одно, а разговаривать на языке среды это совсем другое. Быть принятым аудиторией, заслужить их внимание и уважение, вовлечь их в свои дела – колоссально трудная задача, она требует огромной самоотдачи и специфических компетенций. Для ее решения ВК, в частности, может использовать художественное остранение – с целью интимизации диалога со своим читателем или зрителем. Художественность дает несравнимо более глубокий уровень интимизации, нежели любые формализованные приемы создания доверительного стиля. Интимизация отношений с читателем-зрителем достигается не за счет панибратства (это чуть ли не самая отвратительная подмена, которая свершается в работе ВК), не обращениями на ты, не «свойской» интерпретацией актуальных для аудитории тем и разными другими грубыми, примитивными средствами. Реальная интимизация – это реальные чувства автора, его тонкая любовь к аудитории, любовь, обращенная в художественность. Когда я написал Сказку о Чайке, ко мне подошла одна очень «формализованная» дама, начальница учебно-методического центра компании, и выплеснула свое раздражение: «Андрей, что вы там понаписали, это же шизофренический бред!» Спору нет. Но он был предельно искренним.
2. Корпоративный коммуникационный продукт – журнал, газета, канал в ТГ или любой другой – может и должен быть авторским! За любым текстом должна стоять личность – и в корпоративных коммуникациях в особенности. Тем более, если есть возможность следить за делом, которое ведет эта личность: от номера к номеру, от выпуска к выпуску. Текст, за которым есть личность его автора (желательно уже завоевавшего внимание аудитории), привлекает несоизмеримо больше, чем текст безличностный, может сделать гораздо больше в умах и сердцах аудитории.
3. Привлечь внимание, освежить восприятие, спровоцировать на определенное действие – через остранение формы. Пример: ПиПы в ЕС + 1.
4. Остранение жанра или формы может вестись в контексте жизни локального коллектива, его «персонажей», фольклора, значимых или постоянных тем, задач, реалий. Пример – фанфик «Матрица» для корпоративного мероприятия в «Гедеон Рихтер». Можно также создать фотофанфик – по мотивам реальных событий – см. пример.
5. Отдельный продукт коммуникации можно сделать необычным за счет насыщения разными дополнительными «опциями». Например, выпуск журнала, в котором мы использовали содержание не только по прямому назначению, но и как материал для квеста, ребуса, занимательной статистики и так далее.
6. Идея может исходить из особых требований (прагматики) к каналу, средству коммуникации или мероприятию. Например, мы использовали, например в ПЭК:
- портрет топ-менеджера в его персональной рассылке вместо традиционной фотографии;
- реальные, не игровые, трудности – в контексте мероприятий (двухдневный велопробег: feedback-1, feedback-2; трехдневный сплав на плотах) для мужчин ПЭК (практически все руководители региональных отделений компании были мужчины);
- все участники должны приложить усилия (остраняется традиционный подход к мероприятию, когда «участники» по факту гости, а не участники) и найти костюм (фото 1, фото 2, фото 3) по заданным условиям (русский, исторический) для создания ощущения общности на мероприятии (при этом остраняется сама форма этого мероприятия). Плюс см. другие фото и видео.
7. Остранять можно за счет микса жанров. Примеры в ЕС: «желтая» серия корп. изданий (имитация выпускного альбома, имитация детской книжки с картинками и др.); «Подольский вестник» для работников корпоративного склада (использование дизайн-элементов изданий желтой прессы); плакатная форма для склада.