1. Символ на территории – визуализация идеи. Примеры: оформление стен фотографиями Москвы и (напротив) Будапешта – для российского-венгерского предприятия; бегущая строка тайминга на производстве, символизирующая время. В идеале смыслы должна интегрироваться в символ сразу на нескольких смысловых планах: сердце – инсталляция, такой символ создает ощущение «своего места»: «это наше место по праву (по смысловому праву).
2. Символ в логике проекта: корпоративный журнал ПЭК, каждый номер – составная часть символического ряда идеи проекта.
3. ВК должен обладать символическим мышлением, чувствовать природу символа, для того чтобы оперировать знаками событий. Особую роль в этом отношении приобретают обращения Первого лица компании: в корпоративных периодических изданиях (см. примеры текстов) и видео. ВК управляет не событиями, а знаками событий, но это именно то, что нужно, чтобы управлять самими событиями – в оценках, мнениях, отношениях членов трудового коллектива организации. ВК должен видеть как можно больше символических рядов в пространстве появляющихся знаков-событий – и уметь поддерживать избранные ряды (так же как «перебивать» и заставлять «затухать» другие избранные). В этом и заключается искусство формирования общественного мнения – в выборе и актуализации посредством знаков нужного символического ряда. (Пример: камень для президента при открытии филиала).
4. ВК должен «выходить» на символический уровень в коммуникациях кризисного периода. Кризис, дестабилизация установленного жизненного порядка, страхи, нарушенные ожидания и другие коллапсы психологического свойства, вызванные воздействием информации, «открывают крышку» глубинного восприятия смыслов у аудитории – и ВК может этим воспользоваться: перейти на трансляцию архетипов, глубинных образов, символов (джедаи в Бине).
5. ВК может использовать символ компании для того, чтобы обыграть с его помощью фрагмент действительности в художественном жанре («Чайка» в «Бинбанке», чайка – символ «Бинбанка»).
6. ВК должен «включить» символическое мышление, готовя какое-либо большое корпоративное мероприятие. Воспринимая различные элементы мероприятия – на различных смысловых планах – как знаки, ВК добивается «симфонии» смыслов, которая «выстраивает» мероприятие значительно более гармонично и эффективнее, чем простая линейная последовательность.
7. ВК требуется символическое мышление также в следующих случаях:
- при поиске игровой метафоры той или иной производственной деятельности;
- при оказании психологической помощи, поддержки;
- при создании текстов и сюжетов – для усиления воздействия на аудиторию.