1. Ни в коем случае нельзя считать группу людей иной национальности «ниже» другой (основной) – и не изыскивать возможности решать ВК-задачи организации в отношении этой группы. В ПЭК мы делали корпоративный журнал на узбекском и таджикском языке – для работников складов (см. также дополнительное предложение). Мы не измеряли новомодными методами, как такой жест в отношении людей влияет на их лояльность к работодателю, но точно знали: люди были благодарны за проявленное к ним уважение. Герои статей просили несколько (сколько можно) экземпляров, чтобы послать на родину близким, чтобы те гордились. Их товарищи ими тоже гордились – даже тем, что просто работают рядом с теми, о ком написали в журнале. И, может быть, главное, для них было важно, что их родину – представленную на страницах фотографиями, историями, легендами – здесь уважают.
2. В одной компании я получил опыт работы с директором-экспатом, который заслужил не только уважение своих сотрудников, но и их по-настоящему доброе отношение. Главное, что он не закрылся, не отгородился от чужой культуры и во многом чуждых ему людей, а действительно хотел их понять и, по возможности, делал им добро. Однако, каким бы ни был руководитель-иностранец, какими бы личными качествами ни обладал, ВК, как профессиональный коммуникатор, должен во взаимодействии с таким руководителем учитывать его психологический бэкграунд, в том числе возможные психологические проблемы (трудности):
- одиночества из-за потери привычного круга общения;
- культурного шока из-за разницы менталитетов;
- ностальгии по привычной кухне, родному языку.
ВК как никто в организации может помочь руководителю проявить коммуникабельность, толерантность и открытость новому. ВК может заинтересовать руководителя – отдельными аспектами культуры, менталитета, традиций своего народа. Такие вещи как минимум интересны, а как максимум могут стать проводниками в среду общения, в нужные коллективы и группы. (Пример о ненужности выраженной, показной лояльности).
3. Кросс-культурной может считаться в нашей стране и коммуникация «Москва – регионы». Незнакомого человека из Москвы, из центра, в региональном отделении организации встретят если не с откровенным предубеждением, то как минимум с внутренним опасением. Во-первых, москвичей считают заносчивыми и недружелюбными, во-вторых, кто знает, с чем он к нам, вообще говоря, пожаловал, и на самом деле зачем. Однако это не означает, что подобные стереотипы и барьеры в общении нельзя разрушить – можно, буквально в ходе одного общего дела (дело лучше в этом отношении, чем просто разговор). Это может быть, например, интервью для корпоративного издания, или съемка офиса, или любое другое задание, которое воспринимается аудиторией как полезное (нужное) для организации. В целом люди в регионах гораздо более открыты, чем в мегаполисах, и для того чтобы оказаться с ними на одной волне, ВК из столицы стоит самому стать более искренним, человечными и открытым. Люди это чувствуют, и верят только настоящим эмоциям.
4. Если ВК бывает с заданиями – путешествует – по всей стране, в его личном опыте может сложиться «карта менталитетов»: специфическое понимание и наработки личной коммуникации с представителями разных регионов, отличающиеся между собой. Мы выделяем следующие глобальные регионы, обладающие характерным менталитетом:
Приморье, Сибирь, Урал, Север, Юг, Москва, Питер.
5. Национальный вопрос в организации лучше не поднимать: ВК не должен акцентировать внимание на национальности того или иного члена коллектива, или группы в целом. В организации все равны – в национальном смысле тоже, поэтому национальность не может учитываться в принципе – при решении любого вопроса.
6. Отечественный менталитет имеет много особенностей, поэтому многие технологии, правила, алгоритмы коммуникации, пришедшие к нам с Запада (или с Востока) вместе с соответствующими иностранными компаниями, не могут прижиться и дать положительный эффект.
Что именно:
7. В Высшей школе экономики, при Департаменте иностранных языков, есть курс «Межкультурная коммуникация». Студентам этого курса говорится, что по окончании обучения они смогут работать специалистами ВК в самых различных организациях. Казалось бы, такой «аванс» в профессиональной специализации откровенно притянут за уши. Однако давайте разберемся, что такое ВК и где они пересекаются с межкультурной коммуникацией в своей принципиальной основе.
/в разработке/