1. Спортивные мероприятия: не ограничиваться содействием корпоративным «спортсменам» – не менее важно поднять тему болельщиков, готовых поддерживать команды организации на турнирах: вдохновить на поддержку, вооружить средствами «боления», довезти на турнир и т. д. Важно также отражать тему болельщиков в отчетах о мероприятии в корпоративных СМИ.
2. Мастер-классы: выявить людей, потенциально способных вести курс в рамках заданной темы, а не только одно какое-то мероприятие. Функция мастер-классов для организации состоит в укреплении горизонтальных связей, а значит требует определенной регулярности (примеры идей мастер-классов).
3. Приезд гостей: найти людей, способных эмоционально рассказывать, увлекать своим разговором, с хорошей речью и одновременно предельно тактичных (история про рабов в Вагриусе). Экскурсию должны проводить разные люди – тогда впечатления гостей будут более разнообразными и сильными.
4. Поездка группы (экскурсия, спорт, волонтерство и т. д.): позаботиться о «классной» концовке, «запоминается последнее». Необходимо иметь ресурс и возможности добиться заданной эмоциональной ноты именно в финальной части мероприятия. См. примеры экскурсий.
5. Информирование сотрудников о планируемых мероприятиях. В случае локальных корпоративных мероприятий лучше открывать онлайн-запись желающих. Во-первых, так проще контролировать вопросы, связанные с составом участников, в том числе предполагаемое количество, а во-вторых, такая запись сама по себе является стимулом, психологическим приемом воздействия на аудиторию: когда человек думает, что количество мест ограничено, и они могут закончиться, он спешит сделать свой выбор. При этом необходимо предусмотреть меры, обязующие записавшихся честно делать свой выбор. Такой мерой может быть использование телеграм-канала для оповещения. Ниже представлена логика такого канала:
«Ни для кого не секрет, что количество мест на многие наши корпоративные мероприятия лимитировано, а увеличить количество участников не представляется возможным из-за ограниченности бюджета. Чтобы уравнять шансы всех работников на посещение таких мероприятий, планируется рассмотреть возможность внедрения удаленной мобильной версии портала для одновременного оповещения всех сотрудников о предстоящих мероприятиях». См. также объяснение проблемы в корпоративной газете.
6. После проведения мероприятий обучающего характера необходимо отразить их итоги в публикациях корпоративной прессы: людям нужно дать возможность почувствовать значимость того, что они совершили в обучении, нужно похвалить их и зафиксировать пройденный курс как их личное достижение, то есть поощрить их на будущие достижения. См. примеры освещения мероприятий профессионального обучения в корпоративной газете.
7. Мероприятия оценки не будут эффективны, если проводятся раз в год (и даже чаще). В своей работе мы не раз становились свидетелями того, как руководители организаций, что называется, отдавали дань тренду – вводили анкетные формы оценки персонала, и после этого вынуждены были год за годом заниматься рационализацией: убеждать себя, что всё отлично работает, результаты год от года стабильны и на уровне (см. историю шести лет оценки «360 градусов» в организации). Реально же процедура оценки в конце года никак не может быть полезной, поскольку она отражает результат, а не ход процесса деятельности. Ведь имея результат, управленец уже никак не может на него повлиять. Другое дело – инструменты, позволяющие выстроить непрерывный процесс коучинга и контроля, в который встроено и социальное признание каждого сотрудника. Оценка должна складываться не в результате разовых опросов, а в ходе реализации развитой системы оценивания профессиональных и социальных сторон деятельности сотрудника в режиме in flow of work. Эффективных систем подобного рода мы, на данный момент, не знаем. Разработка такой системы – предельно сложная задача, однако же и предельно важная. Необходимо учесть огромное количество факторов, влияющих на получение верифицированных данных в их системных связях и отношениях, по большей части психологического свойства. Мы сами занимаемся этим вопросом – в рамках проекта по разработке Информационной системы комплексного психологического сопровождения организаций. См. также по этому вопросу раздел опроса «Мотивация, вовлечение, лояльность» на сайте этого проекта.